Глядя на современные модные показы, часто можно заметить элементы русского платочного узора (будь то пояс, или шарф… ). И в постановках русского народного танца платок – неотъемлемый атрибут номера.
Что сказать? Плат есть плат! Это корона русской женщины, ее главная одежда. Это ее все - в праздник и в повседневность.
Это русское можем понять и уловить только мы. Другие народы смотрят на эти мотивы, как на экзотику, далекую и непонятную. Почему? Да потому что понятие русский платок веками складывалось в России, в ее культурных и повседневных реалиях.
Здесь появление этого предмета женского гардероба тесно связано с православием. В художественных фильмах мы четко видим различие в убранстве язычницы и христианки. Вместе с появлением храмов на Руси, появились и новые правила. Тогда тонкое очелье на голове женщины было заменено более масштабным головным убором – тяжеловесным многослойным убрусом, который и стал прототипом будущего, более легкого в носке, платка.
Отметим, что в православии для женщины отведена особенная роль. Согласно православной идеологии именно женщина держит нравственные основы семьи. Войдя в храм, она должна покрыть голову, и не потому что она греховна или социально принижена. А потому что волосы являются олицетворением ее красоты; и женщина, в свою очередь, должна ее прятать, дабы показывать всем красоту более высокую - нравственную.
Обязательным в гардеробе был белый платок, поскольку белый цвет в православии – это самый чистый и праздничный цвет. Он остался широко применяемым в повседневности и в послевоенное время.
Моя мама вспоминает, что голову покрывали всегда. Показываться без платка можно было только перед мужем и своими детьми. Перед остальными красивые женские волосы должны быть спрятаны под платок. По утреннему пробуждению волосы прибирались в прическу (коса, пучок), далее надевался плат, и только тогда можно было показываться перед домашними и посторонними людьми. К слову, даже причесывать волосы при родственниках (например, при родителях мужа) считалось делом неприличным. С непокрытой головой женщину можно было назвать «неприбранной», откуда и возникло понятие - «опростоволоситься», то есть быть замеченной с «простыми волосами».
Между тем, платок имел и практическое значение. Занимаясь приготовлением пищи, женщина следила, чтобы волос случайно не оказался в еде. Для этих целей использовались платки тонкие (головные) и более темных расцветок.
Выходя на улицу в межсезонье и зимой, поверх такого платка надевалась большая и теплая шерстяная шаль (эквивалентом шали впоследствии стал платок «Матрешка»). Но здесь обязательно тонкой стежкой должен был показывать себя головной платок. Такой была тогда мода.
Великая Отечественная война. Встречаем женщину в черном платке. Это плат скорби и печали, говорящий о том, что женщина потеряла кого-то близкого: мужа, отца, сына… И она его будет носить столько, насколько долго продлится ее скорбь. Часто случалось, что женщина не снимала его до конца своей жизни. Так что черный платок тоже всегда был в наличии.
Часто можно встретить черный платок, на котором проглядывается едва уловимый узор. Но такой плат - не атрибут траура. С ним также связана интересная история. Моя бабушка рассказывала, что такие платки принадлежали торговцам, которые в годы раскулачивания специально чернили товар, чтобы его не отобрали. Такие платки обрабатывали либо сажевым раствором, либо раствором бузины.
В целом, платков в гардеробе женщины всегда было много, поскольку это был самый распространенный способ украсить себя. На праздник одевали яркие Павлово-Посадские, либо Александровские шали. Платок (и не один) обязательно присутствовал в приданом невесты, его также часто дарили мужья и сыновья, выезжая в город или в соседнюю губернию.
Женщина, надевающая платок, преображалась. У нее менялся взгляд, смягчалась форма лица. Она несла этот платок с особенной статью и движениями. Так не столько плат украшал женщину, сколько женщина собою украшала плат. Яркий узор лишь подчеркивал славянскую красоту.
Конечно же, сегодня платок не распространен так широко, как в прошлые столетия. Но мой сын, зная мою любовь к традициям, из поездок часто привозит в подарок именно этот прекрасный предмет женского убранства. Что-то я приобретала сама. Некоторые экземпляры достались мне от бабушки, тети и родственников мужа. Часть из них дополнили объемную платочную коллекцию музейного фонда. Она расскажет очень многое об истории производства набивных моделей, о значении узоров, о самой женщине и о том, как и с чем она носила платок, какая мода существовала в прошлых столетиях.
Приходите в музей, чтобы увидеть уникальные экземпляры, раскрывающие суть русской души.