Такой разный, но родной русский платок
Зима в разгаре, а это означает, что женские стрижки и прически еще несколько месяцев будут украшать мягкие и теплые шапки и шляпки ;).
Сегодня головной убор служит скорее эстетическим и практическим целям. Но раньше этому придавали более глубокий смысл, да и вместо привычных шапок, старательно заплетенные женские волосы скрывали легендарные орнаментальные платки. И стоит заметить, что в обиходе у русских модниц они просуществовали многие столетия.
Первые упоминания о платках на Руси относятся еще к XII веку. Это был так называемый убрус — головное полотенце.
Славянские женщины старались не обнажать на людях свои волосы. Причём независимо от статуса.
Но крестьянки носили убрус, изготовленный из простого полотна и с незатейливой вышивкой. Боярыни имели убрусы из шелка, расшитые камнями, золотой и серебряной нитью, жемчугом. Носили такое полотенце поверх традиционного головного убора.
Так, на голове у женщины могло красоваться около 5 кг аксессуаров. Красота требует жертв… Однако, это очень неудобно и тяжело. Вот и родилась идея носить просто платки, расшитые узорами. Но не каждая крестьянка умела шить золотом и низать жемчуг, поэтому головные уборы отдавали расшивать специальным мастерицам. И как любая ручная работа, выполненная в одном экземпляре - стоили они очень дорого. Праздничные расшитые платки берегли и передавали потомкам.
В XVI веке в Россию через восточных купцов стали проникать персидские шали — большие платки с восточным орнаментом. Со временем такая шаль стала распространенным атрибутом русского женского костюма и мало кто задумывается о её персидских корнях.
Популярность платков привела к тому, что и в Поволжье активно начали появляться мануфактуры В 40-е годы XIX века московские фабриканты Гучковы основали производство тканых «ковровых» платков с восточными узорами. Такие платки быстро завоевали популярность у женщин практически всех сословий, но особенно их полюбили дородные купчихи.
В середине XIX века в моду ворвался яркий цветочный павловопосадский платок. Его узор динамично отражал широкую, многогранную русскуой душу. Розы стали ярким элементом в любом узоре, но только их сочетание с другими цветами позволило отразить красочность русской культуры.
Зачастую на шалях и платках Павловопасадской мануфактуры изображался целый весенний луг, пестрящее яркими полевыми цветами, все они дополняют друг друга и подчеркивают яркость каждого.
Также любовь потребителей снискали платки и шали фабрик Александровых (Калужская губерния). Цветочные композиции этих производителей имели узнаваемый и неповторимый художественный стиль. В отличае от павловопосадского платка, насыщенного пышными букетами садовых, полевых растений, Александровский платок характеризовался изящными формами цветов и утончёнными линиями.
Отдельную страницу в истории русского платка занимает оренбургский пуховый платок.
Уральские казачки выменивали у казахов, живших по соседству, козий пух, из которого вязали тёплые платки и паутинки. Особое свойство шерсти коз обеспечивало тепло в стужу резко континентального климата Урала.
В 1861 году вязальщица Мария Ускова написала оренбургскому губернатору прошение отправить на Всемирную выставку в Лондоне её работы. Платки получили на выставке медаль, а по окончании были раскуплены за хорошие деньги.
Справедливости ради, отметим, что подобные платки вязали еще в Шотландии. Проверкой их качества, как и у оренбургского, являлся проход платка сквозь обручальное кольцо.
Ещё большим шиком для модниц XIX века были кашемировые шали мануфактуры Надежды Мерлиной. Ткали их из тончайшей пряжи, сделанной из пуха тибетских коз. Чуть хуже считался пух сайгаков. Из 13 граммов пряжи получалась нить в 4,5 километра. Шали выходили почти невесомыми, зато их стоимость была неподъёмной — до 12000 рублей. Неудивительно, что такая шаль была основой приданого купеческой невесты.
Вот так русский платок прошел долгую историю, оставаясь сегодня символом нашей народности.