11 августа - рождение святого Николая Чудотворца
Святитель Николай (на Руси известный, как Никола Чудотворец или Николай Угодник) всегда занимала особенное место в православном мире, в особенности на Руси: не было ни одной избы, где не почитали бы этого святого, где не было бы икон с его образом.
Этому способствовало житие Святителя, которое приходилось на конец III - IV вв. н. э. (Византия). Он был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству: ревностно защищал христианскую веру, боролся с язычеством.
К его деяниям приписывают воскрешение моряков, поэтому он считается покровителем мореплавателей. В жизнеописании также он являет себя, как помощник обездоленным, умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от внезапной смерти.
В фонде Корочанского историко-краеведческого музея хранится старинная икона с образом Николая Мирликийского, относящаяся к 20-м годам XX-го столетия.
Все ее элементы символичны. Иконографический тип — поясной, с митрой на голове; в левой руке Святитель держит закрытое Евангелие, правой рукой — благословляет верующих. Эти детали символизируют его епископство: Николай Мирликийский официально проповедовал Евангелие, находясь в сане священнослужителя, и соответствуют традиционным канонам иконописи.
Вверху, в облачных небесных сферах, располагаются поясные фигуры Христа и Богородицы:
Сюжет напоминает о чуде, произошедшем на Никейском Соборе 325 года. На нём разбирался вопрос об учении Ария, который выдвигал утверждение о том, что «Иисус Христос не единосущен Богу Отцу, но сотворен Им». Это учение было определено как еретическое, ложное. Во время споров Святитель Николай ударил Ария по щеке. Собравшиеся на Собор отцы решили, что такое проявление ревности недопустимо и общим решением лишили святительского сана Николая и заключили его в темницу. Однако, многим из них после было видение во сне, в котором Господь вручил ему Евангелие, а Пресвятая Богородица одела на него омофор. После этого святителю вернули сан архипастыря.
Описание этого события в житии святого в русской письменности входит в так называемую некнижную редакцию «Жития Николы», получившую распространение в ХV–XVI вв.
Это традиционный образ Николая Угодника. Такие изображения известны в русской иконописи с конца XIII в. Более редкие, и бытовавшие, в основном, в греческой среде образы Святителя — с открытым Евангелие и без богослужебного головного убора, а также событийные изображения и ростовые образы.