Из истории одного предмета (Октябрь 2022 год)
Рубаха являлась основным составляющим элементом женского крестьянского костюма, служила до конца XIX века нательной и одновременно выходной одеждой.
Преобладала рубаха, состоявшая из двух частей: верхней и нижней. Такую рубаху можно было носить в качестве основы под поневу, юбку, сарафан, так и в качестве самостоятельного элемента гардероба.
Верхняя часть рубахи называлась «стан». Ее изготавливали из тонкого льняного или конопляного холста; на праздничной рубахе стан ярко украшали вышивкой и лентами.
Нижняя часть - «подстава» (или «пришва») шилась из холста грубой, слабо отбеленной выделки. Подстава готовилась зачастую одна для нескольких рубах и пришивалась по мере необходимости, а стан мог носится как самостоятельный элемент костюма.
С появлением фабричных тканей, верхнюю часть праздничной, а затем и повседневной рубахи стали шить из сатина, ситца, миткаля и коленкора.
В конце XIX – начале XX века в большинстве регионов длинная рубаха распалась на кофту и юбку под влиянием городской одежды. Однако в Корочанском районе домотканая рубаха долгое время оставалась в быту в качестве обрядовой, знаковой одежды: свадебный, погребальный, приуроченный к крупным дохристианским праздникам.
Корочанскую рубаху выделял крой. В самых древних селах района – Ломово, Новая Слободка, Заячье, долгое время бытовала рубаха с косыми поликами (скошенные плечевые вставки, расширявшие линию плеча) – один из древнейших и исконно русских покроев. У замужних женщин в комплект прилагалась понева. Незамужние девушки на такую рубаху надевали сарафаны.
Разнообразие отделки рубахи определялось фантазией рукодельницы. Ни одна рубаха не повторялась, в каждой декорирование имело свои отличительные особенности. Однако ритуальные и символичные элементы из восточнославянской мифологии (Берегиня, солярные знаки и т.п.), свойственные вышивке более раннего периода в конце XIX века сменяются растительно-геометрическим и растительным орнаментом, - вполне реалистичным изображением роз, васильков, целых букетов и даже насекомых. Этому способствовало влияние украинской культуры, а также широкому распространению на территории Белгородчины дешевого брокаровского мыла, на обертке которого печатали узоры для вышивок, разработанные художниками.
Вышивался орнамент крестом или счетной гладью. В вышивке доминировал красный цвет, часто в сочетании с черным.
И хотя христианство являлось господствующей религией, в крое и декорировании использовались дохристианские элементы. Преобладающими узорами были солярные знаки. Часто вышивались и фигурки Берегини (одно из главных женских божеств в восточнославянской мифологии), мака, шишек хмеля.