ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «РОДНОЙ КРАЙ В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «РОДНОЙ КРАЙ В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ». О строительстве железной дороги Старый Оскол — Ржава. Воспоминания корочанцев, участвовавших в строительстве железнодорожной линии, фотогалерея участников.
Подвиги тыла в годы Великой Отечественной войны: строительство железнодорожной линии Старый Оскол — Ржава.
Одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны, по своим масштабам, военному, а также политическому значению, по праву считается Курская битва. Она окончательно установила могущество Красной Армии и целиком сломила боевой дух сил Вермахта. После этого немецкая армия полностью утратила наступательный потенциал.
Успехи во многом были обеспечены отвагой и стойкостью советских солдат. Однако, вместе с ними победу над врагом приближали все советские люди.
Трудящиеся области активно участвовали в подготовке битвы на Курской дуге: строили оборонительные сооружения (окопы, противотанковые рвы), аэродромы, налаживали жизненно важные отрасли производства; большой заслугой трудящихся прифронтовых районов явилось строительство новых железнодорожных линий.
Накануне битвы под Курском существовала сеть железных дорог. Это линия Курск — Щигры — Касторное. Но, несмотря на значимую протяженность, она не могла удовлетворить нужды Центрального и Воронежского фронтов, по которой шло снабжение войск боеприпасами, штатным пополнением, продовольствием, и т. д.
В связи с этим 6 июня 1943 года Военный совет Воронежского фронта направил Государственному комитету обороны (ГКО) телеграмму разрешить постройку железной дороги от Старого Оскола до Ржавы, протяженностью 95 км. Она должна была снять нагрузку с линии Курск — Щигры — Касторное, и стать дополнительной «артерией» для войск Воронежского фронта.
8 июня 1943 года ГКО принял постановление «О строительстве железной дороги Старый Оскол — Ржава», предложив начать строительство 15 июня 1943 года. На работы было отведено 2 месяца (с 15 июня по 15 августа 1943 года). На строительстве дороги работали 17 и 19-я железнодорожные бригады и отдельные части 8-й, 23-й и 25-й железнодорожных бригад, а также Курский Обком партии и Облисполком. Секретарем Обкома был Доронин П. И., председателем Облисполкома — Волчков В. В. Ими было решено мобилизовать трудящихся колхозов.
Так, 15 июня 1943 года в помощь военно-строительным частям из прилегающих к территории будущей железной дороги городов и сел двинулись первые рабочие колонны, по одной от района. В основном это были комсомольские рабочие отряды. Только Обком ВЛКСМ мобилизовал на строительство 4000 комсомольцев и создал из них комсомольский рабочий отряд. Всего с области было мобилизовано 25 тысяч человек. Начальником районных колонн назначался II секретарь райкома партии.
Из Корочанского района на строительство отправилось более 300 человек. Корочанской колонной руководил Гончаров Федор Антонович, комиссаром был Толстой Яков Андреевич, возглавлявший Бехтеевский с/с.
Две трети участка (68 км) нужно было построить заново, а 27 км предстояло реконструировать из старой одноколейки, расположенной в районе Курской магнитной аномалии. Проложить этот путь по пересеченной местности было делом чрезвычайно трудоемким: предстояло переместить не менее восьмисот тысяч кубометров земли, построить мосты и многочисленные вспомогательные сооружения.
Из воспоминаний генерала Павла Алексеевича Кабанова: «Головные участки новостройки напоминали потревоженный муравейник. Люди копали землю, таскали ее на себе — на носилках, в тачках в фартуках. Лошадей и автомашин не хватало. О тракторах и механизмах не было и речи. Самыми сложными и, пожалуй, единственными машинами на стройке были копры. Они работали на мостах, забивали сваи»[1].
Помимо отсутствия технической оснащенности вызывали сложность условия, в которых приходилось строить. В воспоминаниях корочанцев они описываются следующим образом: «Немецкая авиация без конца бомбила и обстреливала. Нормы завышались — четыре, пять, шесть кубометров вынутой земли на человека вместо трех с половиной, — были нормой для передовиков стройки»[2].
Люди на стройку добирались пешком. Жили на лугу в самодельных шалашах. Работали по 14–15 часов, с рассвета до темноты. Кормили на строительстве очень скудно, питались тем, что привели с собой[3].
Уроженка Корочи Анна Матвеевна Мишустина, участвовавшая в строительстве, пишет, что один раз в день им выдавали паек: чайную ложку сахара, столовую ложку пшена и кусочек хлеба. Из пшена и воды варили суп[4]. — Очевидно, что этим людям приходилось выживать в буквальном смысле. А так как почти все мужчины района были на войне, основную массу трудящихся составляли женщины и подростки. На их плечи и легла вся тяжесть воссоздания железнодорожного пути. Стоит отметить, что многим участником, чьи воспоминания дошли до нас, на тот момент было по 15–17 лет.
Очередной проблемой, связанной с отсутствием строительной техники, был земельный ресурс. Кодинцева Мария Кирилловна, отправленная на строительство из села Подкопаевка, указывает: «Для того, чтобы сделать насыпь от 2 до 5 метров высотой (а в отдельных местах и выше), требовалось очень много земли. А где ее взять? В нынешних условиях все гораздо проще, потому что имеется мощная техника, которая на большие расстояния может доставлять груз. А в то суровое время кроме лопаты, носилок, тачки и рабочих рук, ничего не было. Значит, земля должна была располагаться рядом. И действительно! — это огороды колхозников, которые в то время были уже засеяны и обработаны. И вот приходилось землю вместе с урожаем (картошкой, луком помидорами…) копать, грузить в тачки, на повозки, и возить на насыпи.
Сколько же было крика и слез у людей. Это было кошмаром и для тех, у кого брали землю, и для тех, кто ее брал»[5].
Однако, понимание важности этого строительства, желание мира и благополучия, привели к тому, что дорога была построена всего за 32 дня (почти на месяц раньше срока, установленного ГКО); 19 июля 1943 года в торжественной обстановке по новой ветке пошли поезда и воинские эшелоны. Первый поезд по открывшемуся участку провел машинист В. Несмеян. Всего трудящиеся области и советские воины выполнили 800 тыс. куб. метров земляных работ, построили 56 сооружений общей протяженностью 750 погонных метров, 2 пункта водоснабжения, 8 остановочных пунктов (станций и полустанков).
Впоследствии эта дорога сыграла важнейшую роль: оказала помощь на Прохоровском направлении, и преимущество в предстоящих сражениях на Курской дуге; Воронежскому фронту дала возможность иметь самостоятельную коммуникацию с выходом на шоссе Курск — Белгород. Ввод в строй дороги позволил сократить время доставки грузов на линию фронта до 24–48 часов. Боевые перевозки в помощь Курской битве (5 июля — 23 августа 1943 г.) только за июль—август 1943 года составили 121 880 вагонов. В обратную сторону поезда везли раненых с передовой — таким образом, Дорога Мужества стала и дорогой жизни.
[1] Кабанов П. А. Стальные перегоны. — М.: Воениздат, 1973.
[2] Женщина и война: воспоминания строительниц ж/д Старый Оскол — Ржава. — КРИКМ. КП. 2127.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] Женщина и война: воспоминания строительниц ж/д Старый Оскол — Ржава. — КРИКМ. КП. 2127.